В краю староверов

Новокузнецкий "Клуб 4х4" обнаружил в шорской тайге очередной технический раритет
Слухи о том, что где-то в тайге за Таштаголом лежит без дела остов древнего броневика, дошли до руководителя новокузнецкого "Клуба 4х4" Аркадия Аношина еще год назад. По словам очевидцев выходило, что корпус броневика сопоставим по размерам с компактным автомобилем, но марка его неизвестна. По слухам, раньше на этом броневике возили золото с местных приисков.
Кто-то высказал смелую гипотезу, что лежащий в шорской тайге броневик подозрительно напоминает по описаниям легендарный Д-1 – первый советский бронеавтомобиль, созданный в 20-ых годах на базе американского легкового Ford-A. Ни одного экземпляра Д-1 до наших дней не сохранилось, а потому находка вполне могла потянуть на мировую сенсацию.
Снарядить экспедицию на поиски останков броневика удалось лишь через год – помогли старания известного кузбасского тележурналиста Ростислава Бардокина, пишущего книгу о памятниках военной техники в Новокузнецке, и руководство ИД "Провинция", профинансировавшего поездку. Собственно, экспедиция – это громко сказано. Вся поисковая группа уместилась в одном УАЗике, туда-обратно поисковики планировали обернуться за один день. Задачу усложняло лишь то, что точного местонахождения броневика никто не знал.
До Таштагола клубный УАЗ добрался довольно быстро, дальше начиналась типичная сибирская грунтовка – ухабы, броды и прочие внедорожные прелести. Крохотный поселок Чулеш на самой границе Кузбасса и Алтая – конечный пункт маршрута – удивил экспедицию полным отсутствием людей. По всему было видно, что поселок обитаем – добротные дома, гуляющий по улицам скот, не было лишь людей. Не оказалось на предполагаемом месте и броневика.
Самостоятельные поиски результата не принесли – пришлось обращаться за помощью к местным жителям. Один из аборигенов вызвался быть проводником, и довольно скоро клубный УАЗ уперся в груду металла. При ближайшем рассмотрении оказалось, что от броневика остался лишь вросший в землю, лежащий кверху брюхом корпус. Колеса, двигатель и все остальное отсутствовало. Обнаруженный в недрах корпуса штекер был датирован 1951 годом.
Определить марку труда не составляло – БТР-40. Такие бронемашины выпускались в СССР в 50-ых годах. Стандартный БТР-40 комплектовался ходовой от ГАЗ-63 и мотором ГАЗ-40. Дед-проводник рассказал, что когда-то таких броневиков в поселке было пять. Они поочередно использовались на таежном прииске в качестве вахтовки – доставляли смену на драгу, и инкассаторского автомобиля – перевозили золотой песок. Со временем все машины вышли из строя, их дальнейшая судьба неизвестна.
Впрочем, кое-что прояснить все-таки удалось. В деревне, во многих дворах стояли диковинные транспортные средства – вездеходы, собранные из подручных узлов и деталей. Дед-проводник тем и привлек к себе внимание "Клуба 4х4", что у него во дворе красовался самодельный "проходимец" невообразимой конструкции – мосты от УАЗа, колеса от трактора, двигатель от… буровой установки.
Значительную часть населения Чулеша составляют староверы. Это довольно замкнутое общество, не признающее над собой никакой светской власти и в течение долгих десятилетий не поддерживающее контактов с внешним миром. Здесь все мужчины поголовно носят окладистые бороды, некоторые до сих пор ходят в косоворотках. Чужаков в Чулеше не любят. И все же один из староверов со снисходительной ухмылкой признался, что мосты от броневика он подобрал и установил на своем самодельном вездеходе. Больше ничего узнать не удалось. Ясно лишь, что останки других БТР-40 нужно искать здесь же - в деревне.
Пока будущее найденного в тайге броневика остается туманным. Возможно, из него сделают памятник тем, кто в трудные послевоенные годы добывал в нечеловеческих условиях столь нужное для страны золото. Возможно, он так и останется ржаветь на берегу таежного ручья, символизируя широкую русскую бесхозяйственность и наплевательское отношение к собственной истории. Сейчас "Клуб 4х4" ищет спонсоров для доставки БТР-40 в Новокузнецк и его последующей реставрации. Только вот найдет ли?

Hosted by uCoz