Таежный экстрим

"Клуб 4х4" бросил вызов сибирскому бездорожью
В сентябре новокузнецкий "Клуб 4х4" провел очередной таежный трофи-рейд. На этот раз спортсмены решили совершить марш-бросок на внедорожниках в район Поднебесных Зубьев. В путь отправилось семь человек, в т.ч. двое подростков – Ксения Попова и Марк Левин, которые наравне с взрослыми переносили тяготы тяжелейшего рейда и даже прошли часть маршрута за рулем. Впрочем, тогда еще никто не знал, что этот трофи-рейд станет самым трудным за всю пятилетнюю историю таежных вылазок "Клуба 4х4".
Три автомобиля – УАЗ, "Нива" и короткобазный Toyota Land Cruiser по асфальту добрались до Междуреченска и взяли курс на север, в сторону Ольжераса. Вскоре дорогу колонне перекрыли люди в форме. Оказалось, что для проезда по технологической дороге местного разреза необходим специальный пропуск. Пришлось искать объезд. Километров через 50, в районе слияния Усы и Чексу спортсмены наткнулись на поселение староверов, состоящее всего из нескольких изб. Выяснилось, что обозначенной на карте пунктиром дороги вдоль русла Усы в природе не существует. По словам аборигенов, там не пройдет даже вахтовый "Урал", не то, что легковые джипы.
Пришлось срочно менять маршрут. Ехать предстояло по горной тропе через перевал. Другого пути добраться в район Кибрасских Гольцов не было. Холодная осенняя погода, дождь с градом и абсолютно не приспособленная к передвижению на автомобиле "дорога" быстро заставили спортсменов забыть о красотах окружающих пейзажей. Особенно трудно было на перевале. На крутых подъемах и спусках тормоза были почти бесполезны, колеса предательски скользили по красной глине, адреналин выделялся в кровь просто в запредельных количествах. Чтобы хоть как-то удержать сползающие по склону машины, приходилось подкладывать камни под колеса.
Плюс ко всему начались проблемы с "Нивой". Езда по речным валунам Чексу обошлась клубному внедорожнику слишком дорого. На обратном пути "Ниву" приходилось вытаскивать едва ли не через каждую сотню метров. Помятые рычаги, лопнувшие штанги заднего моста, вылетевшие привода, квадратные колеса – на первый взгляд, ходовая часть не подлежала восстановлению. То и дело в голову лезла крамольная мысль: а не бросить ли автомобиль на произвол судьбы? К счастью, нервы у спортсменов оказались крепкими, и домой из четырехдневного похода клубная колонна вернулась в полном составе.
А места, через которые пролегал маршрут, были действительно глухими. В пути спортсмены наткнулись на неизвестную спелеологам пещеру. Вход находился на отвесной скале, на высоте 10 метров, поэтому обследовать пещеру без специального альпинистского оборудования команде "Клуба 4х4" не удалось.
Однажды к стоянке джиперов вышел самый настоящий дикий горный козел, породу которого затруднились определить даже бывалые таежники. По словам рыбаков, промышляющих в этих местах хариуса, в окрестностях водится много медведей. Как раз в сентябре медведицы с детенышами спускаются с верховьев Каныма, чтобы полакомиться черникой, которой в этом году выдался большой урожай.
А в нескольких километрах от перевала, чуть в стороне от дороги клубную колонну ждала и вовсе уж удивительная находка. Прямо посреди тайги стоял брошенный грузовой МАЗ-205. В свое время эти грузовики были едва ли не самыми распространенными на стройках Кузбасса, но снятые с производства почти 40 лет назад до наших дней почти не сохранились. Найденный экземпляр, вероятно, простоял в тайге не один десяток лет, но как ни странно не был растащен на запчасти. Полная комплектация, даже колеса накачаны. Осмотрев находку, президент "Клуба 4х4№ Аркадий Аношин принял решение вернуться в эти места еще раз и обязательно доставить раритетный грузовик в Новокузнецк для последующей реставрации.
Назад колонна возвращалась тем же маршрутом. Но вопреки ожиданиям времени на обратный путь потребовалось значительно меньше. Даже окончательно вышедшая из строя "Нива" не слишком сдерживала темп движения.
Сентябрьским рейдом новокузнецкий "Клуб 4х4" завершил сезон 2003 года. Следующим летом спортсмены намерены осуществить целый ряд смелых по замыслу проектов. Среди прочих – экстремальный автопробег, в котором примут участие юные воспитанники клуба, традиционные трофи-рейды по труднодоступным уголкам Горной Шории и кое-что еще, о чем спортсмены пока предпочитают не распространяться. Ясно одно – скучать следующим летом не придется.

Hosted by uCoz