Молчание в русском общении

Молчание в русском общении

Для финнов молчание выступает как важная часть общения. Молчать – это значит слушать, быть вежливым, проявлять внимание к собеседнику. Молчание - это проявление достоинства, нежелания вступать в спор, способ избежать противостояния взглядов (см. материалы настоящего сборника).

Но в разных лингвокультурных общностях молчание используется по-разному. Рассмотрим особенности молчания как особого коммуникативного акта в русском общении.

В русской коммуникативной культуре прослеживается традиция высокой оценки молчания в произведениях русского фольклора: Слово – серебро, молчание- золото; Кто молчит, тот двух научит; Кстати помолчать – что большое слово сказать; Доброе молчание чем не ответ? и др. Этот факт отражает потребность в молчании на фоне традиционно высокой коммуникативной активности русского человека.

Молчание – знак согласия – одна из самых известных русских поговорок. В связи с этим в русском сознании существует стереотип, что молчание выполняет функцию выражения согласия, то есть замещает слово да. Но наш анализ показал, что молчание в русском общении – это не согласие, а скорее разногласие. Доказательством этому может служить то, что наиболее часто в русском общении встречается такая функция молчания как дисконтактная (нежелание по каким-либо причинам поддерживать контакт с собеседником).

Необходимо, прежде всего, разграничить коммуникативно значимое и коммуникативно незначимое молчание. Исследователи единодушно указывают на три обязательных условия значимости молчания:

  1. Осознанное и намеренное использование молчания со стороны отправителя.
  2. Осведомленность получателя о намеренном характере молчания.
  3. Обладание отправителем и получателем общим знанием относительно значения молчания [Крестинский 1989; Почепцов 1986].

Коммуникативно значимым, таким образом, будет молчание, посредством которого может быть передана определенная информация от отправителя к получателю и адекватно расшифрована последним.

В молчании, как и в любом речевом акте, участвуют говорящий и адресат. Их молчание выполняет различные функции. Анализ прагматических функций молчания говорящего показал, что можно говорить, по крайней мере, о следующих функциях.

  1. Медитативная функция. Пауза берется говорящим для того, чтобы собраться с мыслями, обдумать следующую реплику, найти аргументы для убеждения собеседника. Акт молчания необходим говорящему для совершения определенных умственных действий. Подтверждением этому является следующий пример:
  2. Треплев: (собирается писать; пробегает то, что уже написано) Я так много говорил о новых формах, а теперь чувствую, что сам мало-помалу сползаю к рутине... и далекие звуки рояля, замирающие в тихом прохладном воздухе... Это мучительно.

    Пауза.

    Да, я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах... (А.П.Чехов “Чайка”)

  3. Риторическая функция. Пауза берется говорящим для того, чтобы придать вес своим словам. Риторическая пауза может быть анафорической: таким молчанием говорящий подчеркивает значение уже сказанного; катафорической – это нагнетание ожидания, привлечение внимания к последующим словам.
  4. Екатерина: Не помышляю Вас принуждать. И все же подумайте на досуге, – сколь ни возвышенно у Вас столь благородное негодование, не оттого ли и Вам и Панину стали Орловы так ненавистны, что все эти годы были они твердой опорою твердой власти?

    Короткая пауза.

    Прощайте, княгиня.

    Дашкова кланяется... уходит.

    (Э.Радзинский “Последняя из дома Романовых”)

    Это яркий пример анафорической паузы. Обвинение в вопросе усиливается молчанием. Катафорическое молчание подчеркивает последующую реплику, как в следующем примере.

    Алексей: Чего еще?

    Кустов: Позвольте словечко...

    Алексей: Ври, да побыстрее.

    Кустов: Ах, Ваше сиятельство, прилично ли Вам, многопрославленному герою, перед коим трепетали народы, чье имя записано на скрижалях... (Смолкает)

    Алексей: Сказал – не тяни.

    Кустов: ...вступать в поединок со слабой женщиной?

    Алексей: (бешеным шепотом) Прочь!

    (Э.Радзинский “Последняя из дома Романовых”)

  5. Терминационная функция. Говорящий использует эту паузу для того, чтобы показать, что разговор на эту тему окончен. Пауза знаменует собой завершение темы или намерение перейти к другой теме.
  6. Нина: (Тригорину) Не правда ли, странная пьеса?

    Тригорин: Я ничего не понял. Впрочем, смотрел я с удовольствием. Вы так искренно играли. И декорация была прекрасная.

    Пауза.

    Должно быть в этом озере много рыбы.

    (А.П.Чехов “Чайка”)

  7. Выжидательная функция. Часто говорящий замолкает в ожидании ответа собеседника или вообще в ожидании реакции, поступка собеседника. Эту функцию может проиллюстрировать следующий пример.
  8. Калошин: Товарищи, одиннадцать часов. Посторонних прошу покинуть помещение.

    Небольшая пауза.

    Виктория: Здесь посторонних нет, здесь все свои. Товарищ живет рядом.

    Потапов: Да, мой номер за стеной.

    Калошин: Не имеет значения...

    (А.Вампилов “Провинциальные анекдоты”)

  9. Эмотивная функция. Пауза используется для переживания эмоции. Говорящий замолкает, находясь во власти эмоций. Это неспособность или нежелание говорить в силу эмоционального напряжения.
  10. Старуха: ...машину спасал – замерз в холодной воде, сыночка мой...

    (Всплакнула.)

    Доносить не пойду. Зачем?

    Женщина: Вроде, незачем. Если бы у тебя наши убили мужа или сына, тогда... А так незачем...

    (А.Слаповский “Женщина с той стороны”)

  11. Аттрактивная функция. Эта функция молчания наиболее распространена в педагогической и ораторской сфере – привлечение внимания собеседника или аудитории.
  12. Треплев: (из Гамлета) “И для чего ж ты поддалась пороку, любви искала в бездне преступленья” (За эстрадой играют в рожок).

    Господа, начало! Прошу внимания!

    Пауза.

    Я начинаю...

    (А.П.Чехов “Чайка”)

  13. Функция эмоциональной замены вербального общения. Такое молчание является маркером близости людей, когда слова оказываются лишними.

В подтверждение можно привести следующий пример.

Елизавета: Нас Бог пометил. Не было женщины и мужчины, чтоб так друг для друга пришли в сей мир.

Стоят обнявшись, не говоря ни слова.

Алеша, я платье переменю. Меня Франциска тотчас оденет.

(собираются обвенчаться)

(Э.Радзинский “Последняя из дома Романовых”)

Функции молчания в речи адресата частично схожи, а частично различаются. Молчание адресата может выполнять следующие функции.

  1. Дисконтактная функция. Такое молчание – это попытка уклониться от общения с конкретным собеседником или вообще незаинтересованность в поддержании контакта. Как, например, в следующем отрывке:
  2. Шамраев: Помню, в Москве в оперном театре... Вот этак (низким баском): “Браво, Сильва...” Театр так и замер.

    Пауза.

    Дорн: Тихий ангел пролетел.

    Нина: А мне пора. Прощайте.

    (А.П.Чехов “Чайка”)

  3. Эмотивно-оценочная функция. Это молчание, которое демонстрирует негативную оценку сказанного. Яркой иллюстрацией этой функции может служить следующий пример.
  4. Дион: ...Будет ли слово “свобода” не только ругательным словом?

    Будут ли в мире царить честь, справедливость, закон?

    Тяжелое молчание.

    Афраний: Неслыханно!

    Полный римлянин: В час общей радости!

    Плешивый римлянин: Цезарь, он оскорбил всех!

    (Э.Радзинский “Римская комедия (Дион)”)

  5. Медитативная функция. Пауза берется собеседником для размышления, нахождения аргументов и т. п.
  6. (идет разговор о конце света)

    Планк: Уже скоро, Анна Павловна. Через пять минут и шесть секунд.

    Дама: (после паузы) Я сейчас поймала себя на мысли, что хочу, хочу, чтобы это случилось. Только вот представить не могу, каким он будет...

    Планк: Я скажу Вам...

    (Н.Космин “Иисус”)

  7. Терминационная функция. Пауза сигнализирует о том, что тема исчерпана и знаменует собой переход к другой теме:
  8. Дорн: Мы мешаем Константин Гаврилычу работать.

    Треплев: Нет, ничего.

    Пауза.

    Медведенко: Позвольте Вас спросить, доктор, какой город за границей Вам больше нравится?

    (А.П.Чехов “Чайка”)

    Наблюдения показывают, что смена темы с помощью паузы наиболее естественна для бесконфликтной коммуникации

  9. Функция выражения недоверия. Молчанием собеседник сообщает о том, что он не доверяет вашим словам, сомневается в их искренности и т.п. Часто такое молчание сопровождается негативными эмоциями.

Хомутов: (остановился) Я же говорю: собрался Вас выручить.

Анчугин: (усмехнулся) Хотел нам денег дать?

Хомутов: Да.

Маленькая пауза.

Угаров: Вы, что, шутите? А может, издеваетесь?

(А.Вампилов “Провинциальные анекдоты”)

Очень важно, что сами носители языка правильно понимают смысл возникшего молчания. Это позволяет сделать вывод о том, что эти функции акта молчания системны, они заложены в сознании говорящих.

Литература

  1. Крестинский С.В. Коммуникативная нагрузка молчания в диалоге // Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989.
  2. Почепцов Г.Г. Молчание как знак // Анализ знаковых систем. Киев, 1986. С.90.
  3. Крестинский С.В. Коммуникативно-прагматическая структура акта молчания // Коммуникативно-функциональный аспект языковых единиц. Тверь, 1993. С. 59-67.

Хостинг от uCoz