| |
В поисках упавшего самолетаВ конце августа новокузнецкий "Клуб 4х4" провел очередной таежный трофи-рейд. И вновь с историческо-краеведческой подоплекой. На этот раз в путь спортсменов позвала легенда. Народная молва утверждала, что где-то в отрогах Кузнецкого Алатау, в районе вершин Зеленая и Большой Таскыл, в 30-40 км от границы Кузбасса с Хакасией еще в сталинские времена разбился американский самолет Douglas. Сведения об этой давней трагедии были настолько противоречивы, что президент "Клуба 4х4" Аркадий Аношин решил снарядить экспедицию для поисков останков потерпевшего катастрофу самолета. Заодно спортсмены (в который уже раз!) намеревались проверить на прочность своих "железных коней" в условиях таежного бездорожья. В путь отправилось 13 человек на четырех автомобилях. Toyota Land Cruiser и два УАЗа участвовали в подобных рейдах уже не раз. А вот "Нива" была самой, что ни на есть штатной комплектации и никакому тюнингу не подвергалась. По асфальту колонна благополучно добралась до Ленинска-Кузнецкого, затем двинулась на восток и без особых проблем, перебравшись на пароме через Томь, достигла села Салтымаково. По словам старожилов, своими глазами видевших обломки самолета, катастрофа случилась в середине 50-ых годов. Советские летчики, пилотировавшие Douglas, шли в тумане на небольшой высоте при нулевой видимости. Очевидно, именно туман сыграл роковую роль, и самолет, потеряв ориентацию, врезался в склон горы Зеленая. Миновав Салтымаково, колонна по проселочной дороге добралась до деревни Медвежка. Дальнейший маршрут пролегал сквозь тайгу по безлюдным местам, дороги здесь отсутствовали напрочь. Однако встреченные в Медвежке егеря внесли серьезные коррективы в планы спортсменов. По их словам выходило, что за последние годы вездесущие охотники за цветным металлом успели растащить самолет по кускам, и теперь на месте катастрофы можно найти лишь не представляющие исторической ценности бесформенные и проржавевшие обломки железа. Плюс ко всему, путь к месту крушения пролегал по топким болотам, пройти там мог только гусеничный транспорт. Посовещавшись, команда "Клуба 4х4" решила не рисковать и вернуться в Новокузнецк. Но вернуться не по асфальту, новым экстремальным маршрутом – через Верхнюю, Среднюю и Нижнюю Терсь до Осинового Плеса. Прежде таким путем могли проехать лишь большегрузные "Уралы". Дорога, пролегавшая по живописным местам в отрогах Кузнецкого Алатау, заняла четыре дня. В основном идти приходилось по воде, по руслу рек – Саянзас, Тайдон, все три Терси. Серьезных поломок в пути не было. Из потерь лишь пришедшая в негодность после "купания" в холодной воде видеокамера. Впрочем, оба УАЗа во время форсирования водных преград также были благополучно утоплены. Реанимация автомобилей происходила здесь же – в таежных условиях. Масло из двигателя вместе с попавшей в него водой заменили новым, и… УАЗы, как ни в чем не бывало, продолжили путь. Вообще-то из дальнего похода положено возвращаться с трофеями. Так и получилось. В тайге спортсмены случайно наткнулись на брошенный армейский штабной вездеход МЛТБ. Выяснилось, что лет пять назад его хозяин – вполне гражданский человек, завзятый таежник, ныне проживающий в Кемерово – вынужден был оставить гусеничную технику с запоротым из-за вытекшего масла двигателем на произвол судьбы. Один из членов "Клуба 4х4" - Сергей Левин, едва завидев вездеход, тут же принял решение о его покупке. Бывший хозяин помог дотащить неисправное транспортное средство до Чистой Гривы. Позже оно было доставлено в Новокузнецк. Ремонт вездехода отложен до зимы, однако само по себе появление в "Клубе 4х4" гусеничного транспорта позволяет надеяться, что в грядущем сезоне маршруты трофи-рейдов новокузнецких спортсменов станут еще более экстремальными и бескомпромиссными. | |
Вторая фотогалерея с этого похода |