| |
Во глубине сибирских руд"По указу из Высочайшего Кабинета и по определению Канцелярии, учиненному сего месяца 7-го числа 1769 года, велено вновь железоделательный завод строить в Кузнецком уезде, по реке Томь-Чумышу". Посмотреть на место, откуда начиналась история металлургии Кузбасса, отправились тридцать восемь человек, объединенных в четырнадцать экипажей. В том числе - восемь УАЗов, "Нива", хорошо подготовленный трехдверный Toyota Land Cruiser, знаменитый английский Land Rover, старенький ГАЗ-69 с экипажем из Междуреченска, мотоцикл Kawasaki и один полноприводный четырехколесный мотоцикл. "Поковка вала из стали весом в 1400 кг, произведенная кузнецкими металлургами в 1793 году на вододействующих молотах, и его отливка, говорят о высоком мастерстве металлургов. Вал действовал до 1836 года, когда его измерил и описал сын известного русского изобретателя Кулибина, работавшего горным инженером в Змеиногорске. В 1949 году вал подняли из сырой полуобвалившейся шахты, и он оказался еще годным к дальнейшей эксплуатации". Нам же предстояло выяснить, на что годны наши "железные кони", "выкованные" из современной стали. В прошлом году наш тюнинговый УАЗ по прозвищу "Таежный монстр" с честью выдержал достаточно серьезное испытание походом на Каным. Поднятый и обрезанный снизу кузов, выведенный на крышу воздухозаборник, перебранный (к прошлому походу) двигатель, электровентилятор обдува двигателя, включающегося из салона (очень удобно при преодолении бродов, щелк, вентилятор выключен, и не забрасывает воду на двигатель). Все это давало основания не беспокоится и за поход нынешний.Однако, как показала практика, в каждом новом походе, о былых заслугах надо забывать, и готовиться как в первый раз. На первых же километрах выяснилось, что педаль тормоза у "Монстра" уходит слишком глубоко и работает только в самом конце. Кстати, в тайге тормоза нам особо не пригодились, а вернулись в город мы совсем без них. Но это было только начало. Только свернули с поста ГАИ на Березовку – в салоне, в прямом смысле слова, запахло жареным. Загорелась проводка. Пришлось тушить пусть небольшой, но все-таки пожар. Оторвав "так, кое-что из ненужного", двинулись дальше. Проскочили село, и постепенно втянулись в бездорожье. Дорога то была, только это было нечто раскатанное мощными "Уралами", углубленное весенними потоками, и потому практически неиспользуемое и непроходимое. Надо сказать, что когда-то, в этих местах проходил так называемый "Екатерининский тракт", связывавший Кузбасс с Алтаем. На картах, вполне современных, до сих пор "это" обозначают вполне приличной дорогой. Кстати из-за чего, как рассказывают местные жители, сюда периодически влетают КАМАЗы с левым углем, пытаясь проскочить мимо постов ГАИ на Алтай. Здесь же его и вываливают (встрявший груженый КАМАЗ не вытащить). Так что, у оставшегося малочисленного местного населения проблем с углем на зиму, как правило, не бывает. Но это все к слову. Для нас же начинается обычная в таких случаях работа. Идти колонной в пятнадцать машин практически невозможно, поэтому постепенно, вся эта вереница внедорожников, разбивается на тройки-пятерки, и идет такими небольшими группами. Спереди и сзади наиболее подготовленные автомобили и водители, в середине те, кто в первый раз участвует в подобном мероприятии. Наш УАЗ, ведомый директором "Клуба 4х4" и организатором трофи-рейда Аркадием Аношиным, как и положено, замыкает колонну. После первой серьезной лужи большинство машин "обуты" в цепи. Хотя Land Rover Defender еще "пижонит" на своих, в общем-то, асфальтовых шинах. Вся надежда на лебедку. Штука очень хорошая, но после одного из "самовытаскиваний" пути она "смолкает" уже до ремонтных боксов. А пока в нашем джипе включили печку. Нет, температура "за бортом" вполне приемлемая, градусов тридцать по Цельсию. Просто у нас начал греться двигатель, и отвод от него тепла хотя бы таким способом, немного облегчал ситуацию. Доливка в охлаждающую систему воды, проблему не решала. Теперь на всех остановках, а они случаются постоянно, пока вытаскивают из грязи очередной внедорожник, поднимаем капот, и поливаем двигатель водой. Благо луж вокруг хватает. Дальше ситуацию спасают начавшиеся броды – стараемся зависнуть в очередной речке как можно дольше. Пока двигатель не остывает градусов до сорока. Просто здорово проходит все эти грязные препятствия полноприводный четырехколесный мотоцикл. Единственная проблема для него - эти самые броды. Здесь его цепляют за УАЗ и перетаскивают на жесткой сцепке. Постепенно, выдергивая друг друга, мы подъехали к селу Томское. Так как мы были в арьергарде, то к нашему проезду по селу вышли уже все его шесть оставшихся жителей. От старого железоделательного завода остались только сваи в воде, да кусок доменного шлака на берегу. Проезжая по селу, остановились возле дома лесника, разговорились. Как раз сегодня, на дороге он нашел очередную монету. После дождей монеты просто сами появляются на дороге. Их у него в коллекции оказалось уже около сотни. Эта была помечена 1708 годом, достоинством один алтын (три копейки), нормальные по тем временам деньги. До еще одной достопримечательности добираться не стали. На вход в пещеру посмотрели издалека. Говорят это вход в горные выработки. Из местных туда никто не заходил. Факел в пещере гаснет, очевидно, много углекислого газа. А собаки не идут туда даже за хозяином. Пора домой. От места стоянки решили двигаться в сторону Прокопьевска, благо до него оставалось 27 километров пути. И судя по карте вполне приличной дороги. Народ расслабился, ожидая довольно легкой прогулки. Однако в очередной раз сработала истина, что ехать приходится не по карте, а по дороге. И возвращение домой оказалось еще круче, чем движение сюда. В тайге никто не остался. И наша потрепанная в боях колонна, обогнув Тырган (район Прокопьевска), уже по асфальту добралась домой. Олег Ермолов фото автора. | |