Хакасский рейд или автопробег в высоту

Идею подняться на УАЗах к заснеженным вершинам Поднебесных Зубьев, что возвышаются на самой границе Кузбасса и Хакасии, президент новокузнецкого "Клуба 4х4" Аркадий Аношин вынашивал давно. Еще несколько лет назад клуб совершил трофи-рейд по маршруту "Новокузнецк – Казыр", исследовав окрестности Кузнецкого Алатау. А тут восхождение джиперов на Эльбрус, шумиха в прессе и на телевидении… Словом, грех было не попытаться организовать нечто подобное на местном уровне.
В бой идут одни старики
На преодоление маршрута отводилось всего три дня. Для большинства членов клуба таежные трофи-рейды – всего лишь хобби, поэтому к понедельнику колонна должна была вернуться в город. Штурмовать Зубья решили со стороны Хакасии, поэтому к концу первого дня похода надо было, во что бы то ни стало, добраться до поселка Балыкса, далее – действовать по обстоятельствам. Слишком часто оказывалось, что отмеченные на карте дороги в природе давно уже не существуют. Тайга, как и джунгли, быстро отвоевывает оставленные людьми плацдармы.
В день старта к месту сбора прибыло семь экипажей из трех кузбасских городов – Новокузнецка, Прокопьевска и Киселевска. Пять автомобилей УАЗ-469 разной степени тюнинга, короткобазный дизельный Toyota Land Cruiser и громадный американский Hummer 1994 г.в. Новичков в рейд не взяли, восхождение в горы на автомобилях – занятие, требующее немалого опыта, сноровки, хладнокровия и специальной подготовки техники.
Многообещающее начало
От Новокузнецка до Междуреченска доехали по асфальту. Правда, уже в городе тюнинговый клубный УАЗ по прозвищу "Таежный монстр" пришлось загнать на шиномонтажку – подкачать колеса. Здесь же под завязку заправили баки – на дальнейшем пути АЗС больше не было. Сразу за Майзасом дорогу преграждал КП со шлагбаумом, здесь начиналась режимная территория, находящаяся в ведении ГУИН. За проезд по понтонному мосту пришлось уплатить по 30 рублей с автомобиля. На этом удобства закончились.
Следующие 75 км пути до Ортона предстояло ехать по убитому проселку – камни, пыль и колдобины. Изредка на петляющей меж таежных сопок дороге попадались речушки, издалека заметные из-за бесформенного нагромождения рассохшихся бревен – так, чисто символически в этих местах было принято обозначать мосты. Самое удивительное, что проселок был оборудован дорожными знаками и указателями.
Транспорта на дороге не было. Hummer, снизив прямо из салона давление в шинах, умчался вперед. УАЗы, прыгая по камням, не могли разогнаться выше 40 км/ч. Чтобы не глотать пыль из-под колес идущих впереди автомобилей, колонна растянулась. Периодически дорогу перебегали ежи, бурундуки и прочая таежная мелочь. Погода стояла жаркая, дождей давно не было, и если бы не пыль, путь до Ортона можно было назвать даже приятным. Иногда джиперы останавливались, чтобы полюбоваться открывающейся с высоты перевалов панорамой гор и тайги или сфотографироваться на фоне местной достопримечательности – Каменной Речки. Эта широкая гряда многотонных валунов серой лентой вьется по склонам сопок и издалека очень похожа на реку. Откуда начинается Каменная речка и куда исчезает, неизвестно.
В районе первого перевала навстречу попалась хорошо экипированная группа спортсменов на трех ATV отечественного производства. Остановить и расспросить их, кто они и откуда, не успели. Еще пару раз довелось обогнать тяжелые "Уралы"-лесовозы – вот и все приключения за два часа пути.
Осколки ГУЛАГа
Перед въездом в Ортон заспанный солдат на КП еще раз проверил документы. Очевидно, территория, куда въезжала колонна была еще более режимной, чем предыдущая. Общение с представителями местных малых народностей и отбывающими наказание поселенцами в планы "Клуба 4х4" не входило, поэтому перед мостом, ведущим в поселок, колонна свернула влево. Согласно карте, так можно было добраться до Большого Ортона. Убитый проселок убитым быть не перестал, он просто умер еще раз. Временами приходилось ехать по каменистым руслам ручьев или, накренившись под углом 30 градусов, двигаться по колее, оставленной, видимо, пару тысячелетий назад неведомым инопланетным транспортом.
Через несколько километров движения по ухабам (карта уверяла, что это полноценная грунтовка!), выяснилось, что в здешних местах с географическими названиями просто беда. Большой Ортон, в отличие от собственно Ортона, оказался необитаем. Брошенные полуразвалившиеся избы, сожженная лесопилка, проржавевшие мятые кабины грузовиков. И повсюду трава выше человеческого роста. Когда-то здесь кипела жизнь, этот поселок был крохотным островком могущественного архипелага ГУЛАГ. Теперь он больше похож на декорации к фильму ужасов – покосившиеся ставни, проваленные крыши.
Где-то за Большим Ортоном, в районе старого золотого прииска дорога должна была свернуть и вывести колонну на поселок Неожиданный, откуда до хакасской Балыксы – рукой подать. Правда, те, кто участвовал в пятилетней давности походе на Казыр, говорили, что дорога на Неожиданный давно уже не используется. Более надежным вариантом было свернуть в месте слияния рек Ортон и Федоровка на другую дорогу, она хоть и длиннее, но точно должна вывести на Балыксу.
Первые трудности
Поворотов в месте слияния оказалось два. Свернули, разумеется, не туда и через пару километров уперлись в шлагбаум с надписью "Посторонним вход запрещен! Опасная зона!" Вокруг шлагбаума не было ни души, лишь молчаливая тайга. Сошлись на том, что "Клуб 4х4" к посторонним не относится, а уж опасностей тем более не боится, и… шлагбаум был беспардонным образом взломан.
Оказалось, что опасной зоной считается действующий золотой прииск. Лет пятьдесят назад здесь мыли золото вручную, теперь – промышленным способом. Пейзаж соответствующий – лунные ландшафты в окружении сопок с горелой тайгой. Драгу ради приезда джиперов тут же остановили. Рабочий, соскучившийся по новым лицам, путаясь и размахивая руками, объяснил, что дороги на Неожиданный нет, но… проехать можно. И дух авантюризма в очередной раз победил здравый смысл. Еще не поздно было вернуться к развилке двух дорог, но… не дожидаясь пока сбежится охрана с автоматами, колонна проскочила прииск и уперлась в длинную, метров 70 и довольно глубокую лужу.
Это была даже не лужа, а маленькое болотце. Проскочить его с ходу не удалось. Сначала выдергивали двумя УАЗами застрявший по самое "не хочу" Hummer. Потом Hummer вытаскивал увязшие еще глубже УАЗы. Перецепляли тросы, ревели двигателями, скакали по чавкающей грязи, ругались во все горло – на сленге сибирских джиперов это называлось "дебрить" (от слова "дебри" - Д.С.). На форсирование лужи ушел целый час.
А дорога тем временем исчезла. Направление движения угадывали даже не по колее, а по просвету между деревьями. Чем дальше забирались, тем понятнее становилось, что здесь никто не ездил как минимум несколько лет. То и дело кто-нибудь застревал, пригодились и хай-джек, и топоры, и лопаты, и лебедки.
Бракоделов к ответу!
В тенистой и болотистой низине случилась очередная неприятность – сломался Hummer. Откровенно говоря, проблемы с топливным насосом возникали у него и раньше. Заглушенный, но не успевший остыть двигатель давно уже заводился не то чтобы очень. Из положения обычно выходили, поливая насос холодной водой. Теперь это не помогало, и хозяин внедорожника Сергей Полуэктов погрустнел.
Положеньице – хуже не придумаешь. До ближайшей СТО больше ста километров. Вокруг тайга, полное отсутствие дорог, медведи, рыси, и, что самое ужасное, напоминающие размером слонов комары. Вес "американца" 4,5 тонны. Как его тащить по бездорожью? Чем? Кто за это возьмется? Сколько это будет стоить? Было от чего впадать в панику.
Но храбрые кузбасские джиперы приняли по сто и вспомнили, что все необходимые для ремонта инструменты – топор, молоток и лопата – у них имеются. Насос аккуратно сняли, он оказался завальцован, т.е. разборка его в полевых условиях заводом-изготовителем явно не предусматривалась. Русские мужчины рассудили иначе и насос вскрыли. Как автомобиль проездил с ним целых десять лет, непонятно до сих пор – типичный заводской брак. По меткому выражению кого-то из присутствовавших, "так запаять мог только вусмерть обкуренный негр". Словом, будете в Америке, передайте им нашенское сибирское "фи". А завальцевали отремонтированный насос с помощью герметика и изоленты.
Ежики в тумане
Дело шло к вечеру, а дорога все не отыскивалась. Колонна давно уже ехала по таежной целине вдоль столбов ЛЭП. Объезжали деревья, проваливались в замаскированные валежником овраги, буксовали в ручьях. Колеи по-прежнему не было. УАЗы подминали под себя деревца в руку толщиной, водители старались не обращать внимания на сгущающиеся над тайгой сумерки. Все время кто-нибудь застревал. За четыре часа было пройдено всего 7 км. Установленный на Toyota Land Cruiser GPS-навигатор показывал, что до Балыксы осталось каких-нибудь 5 км. Вообще, в тайге мало проку от подобной аппаратуры, поскольку за основу при составлении карты взяты планы Генштаба образца 1942 года. С тех пор в тайге все изменилось. Там, где раньше были дороги, теперь стоят кедры – руками не обхватишь.
Когда экипаж из Прокопьевска наткнулся в кустах на оставшийся от электриков внушительный моток алюминиевых проводов, стало ясно, что в последний раз нога человека ступала здесь лет 15 назад, еще до начала эры вездесущих "охотников за цветметом". С трех сторон колонну окружали болота. Выхода не было, и руководитель трофи-рейда Аркадий Аношин приказал располагаться на ночлег. В довершение всего сломался УАЗ из Киселевска. Тут же выяснилось, что экипаж забыл заправиться в Междуреченске, и бензин у него уже кончился. Словом, поводов закончить вечерние посиделки у костра развеселой дискотекой было хоть отбавляй.
Разведка боем
На утро следующего дня колонна двинулась в обратном направлении. На этот раз 7 км до прииска одолели всего за 40 минут. Снова чавкающая лужа, снова вчерашний рабочий, объясняющий, что его не так поняли, и что дороги на Неожиданный здесь нет. Опять шлагбаум и знакомая развилка. Теперь свернули в нужном направлении, и убитый проселок стал понемногу оживать.
До Балыксы добрались без приключений. Аборигены удивленно взирали на запыленную колонну со странными номерами "регион 42". В Балыксе имелась вполне приличная и очень недорогая столовая, а также допотопная АЗС с заоблачными ценами. Литр дизтоплива стоил здесь 11 рублей, а чтобы закачать горючее в бак, нужно было крутить ручку. Про электрические насосы, применяемые на современных бензоколонках здесь, конечно, слышали, но, похоже, не очень в это верят.
Тем временем, Hummer опять упылил вперед, и его пришлось разыскивать. "Здесь Хаммер не проезжал?" Абориген из числа тех, что целый день без дела сидят на завалинке, долго щурил и без того раскосые глаза и лениво почесывал обильно татуированную грудь: "Не, не проезжал". По лицу старого хакаса было видно, что Хаммер в его понимании – это близкий родственник Зильберштейна или что-нибудь еще в том же духе. Зато о местных дорогах он был осведомлен отлично. По его словам выходило, что подняться в горы можно по заброшенным лесовозным дорогам, вот только мосты там сильно разрушены временем. О том, что цель трофи-рейда – добраться до вечных снегов, распространяться не стали. Зачем пугать старого человека?
Пока нашли Hummer, пока выбирали место для ночлега, солнце начало клониться к западу. Было ясно, что восхождение придется отложить до следующей экспедиции. Лагерь разбили в 40 км от поселка на берегу реки Теренсуг. И сразу же выдвинулись двумя группами в горы – на разведку. Старый хакас не обманул, подняться в горы по еле заметным в густой траве колеям можно действительно довольно высоко – было бы время. Правда, на этот раз его уже не было.
Вечером экипаж из Киселевска устроил показательное шоу – форсирование горной реки. Теренсуг таких вольностей не стерпел, на середине стремительного потока УАЗ попал в яму, и его в мгновение ока снесло вниз по течению. Вызволяли киселевский УАЗ из водного плена всем лагерем.
На честном слове и на одном крыле
Весь следующий день заняла дорога домой. Как обычно. На обратном пути колонну преследовали поломки. "Таежный монстр" всю дорогу ехал с вырванными тормозными шлангами (третий рейд без тормозов – это уже традиция!). А за несколько километров до финиша, уже в черте Новокузнецка из-за неполадок в топливной системе "Монстра" и вовсе пришлось брать на буксир. На УАЗе Владимира Каторгина отказал задний мост. А экипаж из Киселевска за неимением тормозной жидкости, вытекающей из пробитых шлангов, заливал в бачок самогон.
В том, что рано или поздно Поднебесные Зубья будут покорены, сомневаться не приходится. В конце концов, дорогу на Каз новокузнецкий "Клуб 4х4" пробивал целых три года. А потом оказалось, что никакой дороги там никогда не было. Местные жители своими глазами видевшие приехавшую из Новокузнецка колонну джиперов до сих пор убеждены, что здесь таится какой-то подвох.
А что касается неудавшегося восхождения, то кристально чистая вода горных рек, которую можно безбоязненно пить без предварительного кипячения, дикая малина и смородина, растущие прямо вдоль обочины, целебный таежный воздух и удивительная красот этих мест стоят потраченных времени и сил. Цель любого путешествия – наслаждение самим путешествием. Таежный трофи-рейд – лучший способ провести уик-энд. А Зубья? А куда они от нас денутся?

Дмитрий Смирнов
Фото Олега Ермолова

Hosted by uCoz