ДОРОГА В ОБЛАКА

В сентябре новокузнецкий "Клуб 4х4" совершил уже второй в текущем сезоне автопробег в район Поднебесных Зубьев. Этот уникальный природный комплекс, расположенный на границе Кузбасса и Хакасии, издавна притягивал к себе внимание туристов со всей России и даже из-за рубежа. Правда, по причине сложного горного рельефа туризм тут был преимущественно пешим. Многочисленные топографические карты этого района не дают никакого представления о том, насколько высоко можно забраться в горы на автомобиле. Как правило, указанные на картах грунтовые дороги давно заросли тайгой. И напротив, освоенные в последние годы местными жителями автомобильные маршруты не отражены на картах.
Именно этот факт сыграл злую шутку с "Клубом 4х4" во время первого июльского рейда. Понадеявшись на карту, колонна стала пробиваться из Большого Ортона на Балыксу через поселок Неожиданный. Однако указанной составителями карты дороги обнаружить так и не удалось. Было потеряно драгоценное время, и штурм Поднебесных Зубьев был отложен до следующей экспедиции.
На этот раз президент "Клуба 4х4" решил не ставить перед участниками рейда заведомо невыполнимых целей. Во-первых, в составе колонны были новые, "необстрелянные" экипажи. А во-вторых, почти все джиперы взяли в поездку детей. Решено было как можно ближе подобраться на автомобилях к подножию южной оконечности хребта Тигиртиш – Пику Дураков, а потом совершить пешее восхождение на вершину.
Столь забавное название – Пик Дураков – прежде безымянной вершине высотой свыше 1600 м (по другим данным – свыше 1800 м) было присвоено туристами-профессионалами. Дело в том, что до возникновения в этих местах сети туристических приютов с компетентными проводниками многие новички путали эту вершину с высочайшей точкой хребта – горой Верхний Зуб (2178 м) или его более низкорослым собратом (2046 м). В честь таких горе-покорителей вершину и прозвали Пиком Дураков. Название прижилось.
"Дурацкий" рейд
На прохождение маршрута отводилось четыре дня. В путь из Новокузнецка выдвинулась колонна из семи автомобилей – три УАЗа, два ГАЗ-69, "Нива" и Toyota Land Cruiser. Большая часть машин была хорошо подготовлена к условиям таежного бездорожья. Определенные опасения вызывали лишь ГАЗ-69. Оба автомобиля отличались преклонным возрастом. К тому же один из "козликов" был собран из груды купленного за 7 тыс. рублей металлолома менее чем за неделю. Хозяева "антиквариата" - недавно влившиеся в ряды "Клуба 4х4" студенты новокузнецкого пединститута Алексей и Виталий – вносили усовершенствования в конструкцию своего автомобиля до самого старта.
И все же первый день рейда побил все рекорды по части поломок. Планировалось, что к вечеру колонна через Междуреченск, Майзас и Ортон доберется до Балыксы и станет лагерем в 30 – 40 км от поселка на берегу Теренсуга. Не тут-то было! Сначала у ГАЗ-69 под управлением Станислава Рулева от постоянной тряски оторвало глушитель, потом отказал замок зажигания, а задний мост оказался пробит сразу в двух местах. В довершение всех бед передний мост открутился от рессор. У "студенческого" экипажа также самоликвидировался глушитель, отлетел болт на подушке двигателя, потом вдруг пропало из-за нарушенного контакта электропитание, и, что самое неприятное, на полном ходу отвалилась рулевая тяга – избежать серьезной аварии удалось лишь чудом. На УАЗе Аркадия Аношина отказали задние тормоза, сел аккумулятор, из-за проблем с подзарядкой начала "глючить" рация. А на УАЗе Владимира Каторгина накрылся стартер.
Останавливаться приходилось столь часто, что невольно возникало ощущение: "Клуб 4х4" выбрался за город исключительно для того, чтобы вдоволь поремонтироваться на свежем воздухе. В итоге к вечеру первого дня колонна остановилась, не доехав до Балыксы целых 25 км. Ставить палатки пришлось уже в сумерках.
Перекресток семи дорог
На следующий день, по приезде в Балыксу решено было еще раз уточнить маршрут у местных жителей. Для верности опросили сразу несколько аборигенов. Выяснилось, что добраться до Поднебесных Зубьев можно двумя путями: по старым лесовозным дорогам вдоль русла Каинзаса либо по вполне ухоженной грунтовке, ведущей вверх по течению Казыра к тальковому руднику. Первый путь был сложнее, интереснее, к тому же один из местных жителей вызвался быть проводником. Но, взвесив все за и против, руководитель рейда Аркадий Аношин выбрал второй вариант маршрута. Главным доводом в его пользу стало удручающее техническое состояние автомобилей: два УАЗ заводились только "с толкача", один "газик" ехал исключительно за счет морально-волевых качеств водителей, другой вообще передвигался на жесткой сцепке.
Еще несколько часов ушло на дорогу до талькового рудника. Периодически колонна останавливалась, чтобы полюбоваться открывающейся сверху панорамой Казыра или просто отдохнуть. Если бы не сломанные автомобили, трофи-рейд, задуманный, как тяжелое испытание, со стороны напоминал бы увеселительную прогулку. Тальковый рудник представлял собой большой карьер со стенами из белого и почему-то мокрого порошка. Повсюду валялись тяжелые мешки с упакованным для отправки по назначению тальком. По словам жителей Балыксы, тальковое месторождение находилось на консервации – объект добычи не находил спроса ни в России, ни за рубежом.
От карьера можно было свернуть влево – эта дорога вела на железнодорожную станцию Лужба. Свернув вправо, через 1,5 км можно было попасть в туристический приют, откуда пешеходная тропа вела непосредственно на Пик Дураков. С талькового карьера Пик Дураков отлично просматривался – три вершины, состоящие из гигантских, покрытых зеленоватым мхом камней-гольцов. Такие каменные нагромождения в здешних краях называют курумниками.
Аркадий Аношин на УАЗе решил разведать дорогу к приюту и уже через пару сотен метров безнадежно застрял. Лебедка из-за проблем с аккумулятором работать отказывалась. Солнце клонилось к западу, поэтому, выдернув застрявший УАЗ, колонна встала лагерем близ рудника, отложив восхождение на следующий день.
Дотянуться до неба
Утром экипажи ГАЗ-69 остались приводить свои машины в порядок (на желтом клубном "козлике" пришлось снимать и полностью перебирать передний мост), а остальные выдвинулись в сторону приюта. На этот раз грязевые участки были пройдены без особых проблем. Пешее восхождение на Пик Дураков заняло 2,5 часа. О том, чтобы пройти здесь на автомобилях, и речи быть не могло: слишком крутые подъемы, непреодолимые для автотранспорта курумники, да и деревьев пришлось бы вырубить немало. Говорят, Пик несколько раз покоряли велосипедисты. Наверняка были бы шансы у специалистов мототриала. Но автомобиль – это уж слишком.
На высоте 1500 м окружающий пейзаж резко менялся. Пихты и кедры уступали место субальпийским лугам, состоящим из мягкого рыжего мха и карликовых елей. Выражаясь научным языком, вокруг царила "разреженная растительность гольцов на горно-тундровых почвах". Пару раз между камней мелькнул внушительных размеров горный суслик. В отличие от своего равнинного собрата у этого был длинный средней пушистости хвост. На соседних вершинах местами белели вечные снега. С высоты хорошо было видно ранее незамеченную грунтовую дорогу, ведущую к одному из приютов. Где эта дорога начиналась, и как на нее попасть, так и осталось загадкой.
Вдоволь налюбовавшись горными красотами, участники рейда спустились к приюту. В отличие от восхождения спуск занял не более 40 минут. На коротком участке от приюта до рудника случилось еще одно ЧП: неожиданно в довольно безобидной ситуации завалился набок Land Cruiser. Машина считалась хорошо подготовленной, за рулем сидел Сергей Левин – опытнейший член "Клуба 4х4", за всю более чем шестилетнюю историю походов ничего подобного с ним не случалось.
Возвращение
Третью ночевку организовали в живописном месте на берегу Казыра, в аккурат напротив турбазы, где каждое лето проходит этап Чемпионата России по горным сплавам. Один берег Казыра, где разбила лагерь колонна "Клуба 4х4" территориально относился к Хакасии, противоположный – где стояла турбаза, к Кемеровской области.
Последний четвертый день рейда заняла дорога домой. От постоянной тряски на клубном УАЗе на ходу отвалились дополнительные фары – не выдержала сварка. Где-то между Балыксой и Большим Ортоном выяснилось, что не работают амортизаторы, а уже в черте города УАЗ заглох – прекратилась подача топлива. По странному стечению обстоятельств это случилось возле алюминиевого завода, к которому некогда был приписан клубный УАЗик. Точно такая же неисправность и на том же самом месте настигала экипаж во время прошлого июльского рейда. Вот и не верь после этого в мистику! Правда, на этот раз экипажу все же удалось финишировать без посторонней помощи.
За четыре дня рейда по горным дорогам Кузбасса и Хакасии было пройдено более 500 км. Раньше самыми привычными автомобилями на этих дорогах были грузовые ГАЗ-66 и "Уралы". Новокузнецкий "Клуб 4х4" доказал, что эти дороги вполне проходимы и для легкового автотранспорта. Тяжелые рейды и штурм новых вершин отложены до следующего сезона. Поднебесные Зубья ждут своих покорителей.
Дмитрий Смирнов
Фото Олега Ермолова

Hosted by uCoz